2020/10/19, 19:19
Срочно:
ГлавнаяНовостиЭкологияКого защищаем: лес или короедов?
Кого защищаем: лес или короедов?

Кого защищаем: лес или короедов?

Про усыхание сосновых насаждений в Украине говорят уже давно. По крайней мере на Волыни. Но одновременно с лесниками, которые бьют тревогу, представители отдельных общественных организаций не менее громко заявляют, что под видом санитарных мероприятий уничтожают здоровый лес. И неважно, что специалисты объясняют: санитарные рубки для Волыни более убыточные, чем прибыльные. Потому что для такой ресурсной области достаточно рубок главного пользования, чтобы обеспечить потребность в древесине, а согласно новой редакции Санитарных правил в лесах Украины, старше по возрасту насаждения, поврежденные вредителями, которые лесоводам нужно срубить в первую очередь, зачисляют в фонд рубок главного пользования. Эти рубки лимитированы, и переруб не допускается, то есть вместо нормальной здоровой древесины рубят поврежденную.




На семинаре «Наблюдение за состоянием сосновых насаждений и назначения в них санитарно-оздоровительных мероприятий», который состоялся в Ивацевичевськом лесхозе Брестского государственного производственного лесохозяйственного объединения, результатом которого и стала данная публикация в специализированной газете, была делегация от Волыни и Житомирщины. Возглавил ее первый заместитель начальника Волынского ОУЛМГ Виктор Сахнюк, среди участников — ученые Василий и Елена Бородавки, которые уже не один год обследуют волынские леса и имеют основательные исследования на тему распространения вредителей, директор государственного специализированного лесозащитного предприятия «Херсонлісозахист» Татьяна Касич.

Что поразило: первый заместитель министра лесного хозяйства Республики Беларусь Александр Кулик присутствовал на совещании от ее начала и до завершения. «Сейчас идем позади вредителей. Не знаем, как от этого защитить лес. И это уже не проблема. Это трагедия, которая быстро приобретает масштабы не только в Беларуси», — сразу расставил точки над «и» первый заместитель министра. Он внимательно выслушал все аргументы и сделал несколько выводов. Главный и наиболее обнадеживающий: учитывая то, что проблема уже даже не национального масштаба, а межгосударственная, следует инициировать совместное заявление Минлесхоза Республики Беларусь и Государственного агентства лесных ресурсов Украины в профильных международных организаций о целесообразности реализации межгосударственного проекта, чтобы выработать стратегию борьбы с вредителями леса. Это произойдет в октябре этого года в Польше во время заседания сессии ФАО и ООН.

Какая ответственность общественности

От зеленой пожара спасать лес проблемно. Во-первых, нет другого выхода, как работать бензопилой и топором, собирая объедки после жуков. Во-вторых, в нашем обществе много значит мнение общественности, которая не берет на себя ответственности. Не секрет, что примерно так происходило и внесении изменений в Санитарные правила в лесах Украины, авторов которых, кстати, не знаем до сих пор. Поэтому сейчас белорусы со своей далеко не европейской системой госуправления имеют все основания утверждать, что в Украине на пути борьбы с вредителями леса — бюрократические препятствия.

Но хуже всего, что наши северные соседи правы. Ведь от момента обнаружения до момента назначения санитарной рубки проходит несколько месяцев. Ведь надо создать комиссию, провести лісопатологічне обследование, определить очаг. А также пройти многочисленные согласования, обнародовать на сайтах профильных управлений облгосадминистраций и предложения. После этих согласований выписывают лесорубный билет. Вновь обнародуют теперь уже перечень санитарных мероприятий. За это время площадь, поврежденная короедом, расширяется вдвое. Но рубить можно в рамках, которые согласованы.

Экологическая жаль невероятная. Не говорю уже об экономических потерях. Отдельный вопрос — территории природно-заповедного фонда, куда украинским лесоводам с санитарными мерами нельзя.

Белорусские коллеги во время семинара признались: пока мы не знали про ваши условия назначения санитарных рубок, считали, что у нас этот процесс слишком длительный. Чтобы понять разницу: в штате каждого лесхоза Беларуси есть лісопатолог. Он имеет полномочия провести обследование и назначать санитарный мероприятие. Тем временем на всю Украину — несколько специализированных лісопатологічних организаций.

Феромонна ловушка дает результат

Директор государственного специализированного лесозащитного предприятия «Херсонлісозахист» Татьяна Касич рассказала, что в наших лесах активно работают «пожиратели сосновых древостоев». За вегетационный период получается 5 поколений вредителей. Проблема также в том, что когда верхушка начинает отмирать нижняя часть дерева еще жива. В свеже посаженному  дереве симптомы поражения заметны только подготовленному специалисту. Но назначать его в рубку, согласно правилам, разрешено тогда, когда оно пожелтеет. Поэтому получается, что применить санитарные мероприятия на ранних этапах развития патологии почти невозможно. Еще одну волну сопротивления повлечет впоследствии пенек, потому что он также будет живым.

Татьяна Касич рассказала, что Волынь первой в Украине ввела феромонные ловушки для контроля численности вредителей и уже есть первые результаты исследований. Относительно химического возделывания, то очень мало препаратов разрешено в лесном хозяйстве, а их применение представляет большую угрозу окружающей среде.

Белорусские коллеги внимательно выслушали волынских докладчиков. Не только потому, что украинцы значительно ушли вперед в исследованиях. А скорее через то, что когда белорусы активно удаляют в своих лесах больные деревья, у нас колеблются под волной политических заявлений: быть или не быть. Тем временем вредные  границы — не преграда. Поэтому наших соседей на самом деле больше беспокоит, что делать в ситуации, когда коллеги вместо действовать думают. Ведь в Украине только лесники, да и то преимущественно волынские, считают трагедией масштабное распространение вредителей. И получается, что беспрепятственно работать в волынском лесу теперь могут разве короеды.

Татьяна Касич напомнила, что Волынь одной из первых заговорила о проблеме вслух, стала исследовать ее и натолкнулась на волну критики. Александр Кулик не скрывал удивления: в них в проведении рубок общественные активисты не вмешиваются, потому что нельзя руководствоваться видением не специалистов в отрасли. А вовремя провести те или иные меры — не прихоть, а обязанность перед государством. А наш период тишины в лесу, во время которого запрещено санитарные мероприятия, прокомментировал коротко: «так вы еще и создали все условия для размножения вредителей».

У соседей есть большой научный потенциал, что дает возможность обеспечивать защиту лесов на современном уровне с учетом мировой практики. Белорусский государственный университет разработал и изготовил феромоны для осуществления феромонного надзора за основными хвоє — и листогризучими видам поднадзорных насекомых. Этим опытом они делились с украинскими коллегами. Очевидно, что волынские специалисты позаимствуют у белорусов практику феромонного наблюдения. Потому что у них уже есть 13 видов феромонов для основных видов вредителей.

Ситуация критическая

Сейчас ситуация в лесах вполне прогнозируемо резко обостряется. Полученные результаты учетов критичны, поэтому прогнозируют дальнейшее развертывание патогенного комплекса в сосняках. Вероятно, так будет и в Беларуси.

Самый эффективный и почти безальтернативный мера борьбы с новыми патогенными комплексами — проведение санитарных рубок. К сожалению. Их широко применяют в лесах всех стран, где продолжаются новейшие патологические процессы. При этом выборочные санитарные рубки могут давать должный эффект только на этапе первоначального заселения нескольких деревьев и при условии срочного их удаления. Иначе они лишь провоцируют дальнейшее распространение патогена. Цель нужно ставить польский опыт борьбы, советует ученый. Ведь лесоводы этой страны «идут перед вредителем».

Напоследок. С прошлого года ученые на Волыни зафиксировали определенный рост численности и активизации деятельности нескольких видов энтомофагов (полезных насекомых, что естественным путем контролируют численность вредных), которые истребляют в ходах короедов их яйца, личинок и ювенильных (подрастающих) особей. Прогнозируют, что их популяции среагируют соответственно на вспышка короедов и со временем существенно ограничат их размножение. А сейчас сверхважно, чтобы сотрудничество белорусских и украинских лесоводов и ученых можно быстрее дала возможность решить проблему, насущную для обоих стран.

Оцени материал:

Ответить

Вавада