2018/10/21, 23:35
Срочно:
ГлавнаяНовостиКомпанииПретензии: в суд или можно без него?
Претензии: в суд или можно без него?

Претензии: в суд или можно без него?

Договорные отношения между контрагентами регулируются условиями самого договора, а также нормами действующего законодательства. По общему правилу, если участники хозяйственных отношений нарушили права или законные интересы других субъектов, то они обязаны восстановить их, не ожидая пока им будет предъявлена претензия или последует обращение в суд. В реальных отношениях это правило часто игнорируется субъектами хозяйствования, как следствие, появляется необходимость предъявления нарушителю претензии либо обращения в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.




Любое досудебное урегулирование споров регулируется хозяйственным процессуальным кодексом. Так, согласно этому документу, стороны применяют меры досудебного урегулирования хозяйственного спора по договоренности между собой.

Законодательное определение претензии не закреплено, но под претензией в правовой сфере понимают письменный документ, направляется лицом, которое считает, что его права и законные интересы нарушены, к нарушителю с требованием восстановить эти права и интересы без вмешательства юрисдикционных органов. В претензии, согласно Кодекса должно быть указано полное наименование, почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, организации, которым данная претензия предъявляется, также номер претензии, причины ее предъявления, дата, требования заявителя, сумма претензии и ее расчет, ссылки на нормативные акты и тому подобное. По общим правилам претензия рассматривается в месячный срок, который исчисляется со дня ее получения.

Если к претензии не приложены все необходимые для ее рассмотрения документов, они витребовуються у заявителя с указанием срока их представления, который не может быть меньше пяти дней, без учета времени почтового обращения. Течение срока рассмотрения претензии останавливается до получения истребованных документов или окончания срока их представления. Если истребованные документы в установленный срок не поступили, претензия рассматривается по имеющимся документам.

Действующим законодательством не предусмотрен запрет обращаться с иском в суд в случае нарушений договорных обязательств контрагентом без предварительного предъявления претензии, даже если такая обязанность прямо предусмотрена договором.

Возможность использования субъектами правоотношений досудебного урегулирования споров может быть дополнительным средством правовой защиты, которое государство предоставляет участникам определенных правоотношений, что не противоречит принципу осуществления правосудия исключительно судом. Исходя из необходимости повышения уровня правовой защиты, государство может стимулировать решение правовых споров в рамках досудебных процедур , однако их использование является правом, а не обязанностью лица, требующего такой защиты.

Претензия является способом досудебного спора, который позволяет решить спорные вопросы с должником без подачи искового заявления в суд. Направление претензии перед обращением в суд с исковым заявлением о защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов является правом, а не обязанностью. Однако, советуем внимательно анализировать условия договора о рассмотрении споров, в том числе, если в договоре Стороны предусмотрели обязательность досудебного урегулирования споров — придерживаться такого порядка для избежания возможного затягивания судебного процесса. Если есть желание урегулировать спор до обращения в суд и не имеет желания ждать месячного срока рассмотрения претензии, можно использовать альтернативные варианты, например, отправка письма-требования о выполнении обязательства в полном объеме.

Оцени материал:

Ответить