2017/11/24, 6:24
Срочно:
ГлавнаяНовостиКультураТворил искусство, не подвластное времени
Творил искусство, не подвластное времени

Творил искусство, не подвластное времени

В 2002 году на стене съемочного павильона киностудии имени Александра Довженко была установлена мемориальная доска с надписью: «Основоположник украинского исторического кино Иван Кавалеридзе работал здесь в 1934-1941 и 1957-1961 гг». Реализовав себя в скульптуре, Иван Кавалеридзе решил попробовать свои силы в кино. И не просто попробовал: созданные им киноленты стали настоящим открытием украинского кинематографа. Конечно, работать в сталинские времена в жанре исторического кино было не то что непросто, а иногда смертельно опасно. Фильмы «Ливень», который не сохранился, «Штурмовые ночи», «Колиивщина» стали заметным событием в истории украинского кино.




Но вроде удачный период в кинотворчестве закончился после того, как в 1935 году свет увидела кинолента «Прометей». Она открыто шла вразрез с взглядами на историю большевистской власти. По указанию тогдашнего «вождя всех народов» Сталина главная газета коммунистов «Правда» в редакционной статье подвергла фильм сокрушительной критике. Статью четыре дня обсуждали в кругу творческих работников Киевской киностудии (ныне имени Довженко). Это было начало кампании борьбы с «антиісторизмом» работы Ивана Кавалеридзе. Ему фактически запретили снимать фильмы на историческую тему, которая была главным призванием украинского художника.

Читателю на заметку: компания «Азбука полимеров», которая специализируется на производстве полимерного сырья, предлагает широкий ассортимент полимеров собственного производства. В ассортименте АБС пластик, высокомодульный полиэтилен, гранулированный полипропилен, популярный полиэтилен, а также высоко востребованный в последнее время полипропилен. В основу компании заложена высокая экологичность при выполнении работ. Эти тенденции легко прослеживаются при мониторинге процесса изготовления и переработке вторичного сырья.

Но отлучен от исторического экрана, Кавалеридзе не опустил рук, он в 1936-1937 годах создал первые украинские кино оперы: «Наталка Полтавка» и «Запорожец за Дунаем». Экранизация «Наталки Полтавки» открыла новый жанр в отечественном киноискусстве. Ленту с триумфом демонстрировали в США, в частности в Нью-Йорке показ шел в переполненных залах в течение трех недель. Вернуться к исторической теме художник смог только в 1941 году, когда добился начала съемок фильма «Олекса Довбуш». Для этого вместе со съемочной группой отправился в Карпаты, где его застала война. Задуманное воплотить не удалось, а путь домой длился несколько месяцев, и лишь чудом он остался жив.

Все эти события из жизни многогранной и чрезвычайно талантливого художника, его творческое наследие можно узнать из воспоминаний современников, побывав в музее-мастерской его имени, расположенный в Киеве на Андреевском спуске. Однако недавно открылась еще одна грань жизни Ивана Кавалеридзе, о которой раньше широкая общественность даже не догадывался.

Патриот

В предисловии к книге «Иван Кавалеридзе: жизнь и творчество», которая увидела свет 10 лет назад, ее авторы в частности писали: «До многогранных грандиозных личностей принадлежит и выдающийся сын украинского народа — человек, скульптор, художник, киномастер, который не был прочитан своими современниками, да и сейчас не прочитан ни своими последователями, ни значительным количеством исследователей, — Иван Петрович Кавалеридзе». И это действительно так. Буквально недавно ведущий научный сотрудник музея-мастерской имени.П. Кавалеридзе Александр Логвин в архивах бывшего КГБ нашел документы, которые свидетельствуют, что Кавалеридзе был не только чрезвычайно талантливым художником, но и настоящим сыном украинского народа, патриотом и защитником украинского языка и культуры во времена тоталитарного коммунистического режима.

В справке под грифом «совершенно секретно», которую подготовили сотрудники украинского КГБ для первого секретаря ЦК КПУ Щербицкого, тогдашний руководитель этой организации Виталий Федорчук в частности указывал: « По оперативным данным, Кавалеридзе Отечественной войны среди своего окружения проявлял антисоветские националистические настроения. Поддерживал связь с украинскими националистами Багазієм, Савчуком и другими. После арестов ряда украинских националистов, проведенных оккупантами, от работы в городской управе Кавалеридзе отошел. В послевоенные годы со стороны Кавалеридзе были отдельные факты высказываний националистического характера. В апреле 1967 года Кавалеридзе подписал письмо в адрес Политбюро ЦК КПСС, в котором авторы пытались доказать наличие русификации Украины. Кроме Кавалеридзе, его подписали Тарас Франко, кандидат филологических наук; Лев Ревуцкий, композитор; Евгений Кротевич, писатель; Борис Антоненко-Давидович, прозаик; Карп Трохименко, художник (пунктуация сохранены). Затем указанное письмо с оригиналами подписей вышеперечисленных лиц 23 июля 1969 года было изъято при таможенном досмотре на ст. Вадул-Сирет в канадской туристки Стиранки Кристины, которая пыталась вывезти его за границу».

Оцени материал:

Ответить