2018/09/26, 17:14
Срочно:
ГлавнаяНовостиТехнологииЧто такое ASMR в двух словах?
Что такое ASMR в двух словах?

Что такое ASMR в двух словах?

Автономная сенсорная меридиональная реакция, или ASMR (АСМР) — как не странно, не срок из интернет-фольклора, а неологизм с вполне научной природой. Совокупность сенсорных, визуальных или аудиальних стимуляторов порождают у значительного количества людей приятное чувство покалывания в затылке с распространением «мурашек» коже головы, шеи и верхних конечностей.




Ученые интересуются этим явлением не меньше, чем зрители YouTube или пользователи соцсетей. Кстати, если наука пока не имеет общего знаменателя в дискуссиях, то интернет-сообщество уже четвертый год привлекают видеоролики, которые лучше всего характеризует английское слово creepy («жутко-странный, но при этом такой, от которого вы не можете оторвать взгляд»). Общего у этого контента одно — у большинства взрослых психически здоровых людей при длительном просмотре вызывают желание расслабиться и даже заснуть.

Когда все это началось?

По данным платформы исследования интернет-культур и мемов Know Your Meme, первое упоминание о ASMR случается в феврале 2010 года в названии тематической сообщества в соцсети Facebook — Autonomous Sensory Meridian Response Group. Название для явления предложила Дженнифер Аллен. Однако еще раньше случаются обсуждение психологического эффекта релаксации с похожими ощущениями в группе Society of Sensationalists на Yahoo!, которая была основана в 2008 году.

На заметку: рекламная компания «Гриф» в г. Всеволожске предлагает широкий спектр услуг в сфере дизайна и рекламы необходимых для развития бизнеса — от визитки до вывески. Реклама во Всеволожске — квалифицированная команда сотрудников, большой опыт и возможности в сфере наружной рекламы: свыше 1500 сторон собственных рекламоносителей расположенных на самых оживленных автомобильных магистралях и перекрестках по всей территории Ленинградской области — билборды, суперсайты, ситиформаты и консоли.

Что вызывает ASMR?

Исследователи сходятся в том, что стимуляторы (или тріґери) АСМР бывают разными, но чаще всего в их роли выступают:

— шепот, тихий крадущийся голос, медленное мягкое вещание с баритональними или альтовими нотками (в зависимости от того, мужской это или женский голос);
— мягкое похрустування, шуршание пластиковой или бумажной упаковочной обертки, легкое пошкрябування поверхностью пластика, древесины или другого текстурного материала;
— тихое и др. аудиопреграды во время проигрывания винила;
— шуршание бумажных страниц в книжках или при касании пальцами бумаги;
— ритмичное дыхание или дыхание в микрофон.

Впрочем, есть также и визуальные стимуляторы. К ним относят:

  • наблюдение за тем, как кто-то сосредоточенно работает (программирует, рисует, пишет, чертит);
    массаж;
  • плавные движения руками;
  • процесс общения во время пребывания у врача, при анкетировании, при заказе гостиничных номеров в ресепшиониста;
  • процесс наложения макияжа, ухода за волосами, расчесывания длинных кос, обслуживание у парикмахера.

Кому вообще такое может нравиться, это же как легендарные «аудионаркотики» — какой-то непонятный бред!
Несмотря на то, что большинство видеороликов или аудиозаписей ASMR очень похожи и активируют одновременно несколько триґеров, есть отличие от «аудионаркотиков». Последние скорее были «белым» или «розовым» шумом с определенной ритмичностью — и обычно не вызывали ничего, кроме легкого раздражения при длительном прослушивании. А вот с ASMR происходит нечто иное. Подобные эффекты построеные на их контенте вызывают расслабление и чувство сонливости.

ASMR-контент стал одной из ключевых тем еще в 2012 году на конференции Boring 2012 в Великобритании. Блогеры и журналисты сходятся в том, что это — разновидность ролевых игр с воплощением средствами YouTube. И пока СМИ в течение прошлых 4 лет активно пытались пообщаться с потребителями и создателями ASMR-контента, у ученых есть собственный взгляд на это явление.

Старший преподаватель неврологии в Йеле Стивен Новелла в своем блоге отмечал, что сейчас не хватает фундаментальных научных исследований ASMR. Как вариант фиксации природы феномена он предлагает использовать функциональную магнитно-резонансную томографию и транскраниальную магнитную стимуляцию для сравнительного исследования мозга людей, у которых есть и нет ASMR. Главным исходным критерием при этом является сложность и сравнительная неизученность человеческого мозга как продукта эволюции. Том Стаффорд, преподаватель психологии и коґнитивистики Шеффилдского университета, указывает, что ASMR может подпадать под так называемые «белые пятна» в исследовании человеческого мозга. он напоминает, что в 1990-х так же считали продуктом «городского фольклора» и мифов явление синестезии, пока не был предложен надежный способ для ее исследования. Кроме того, до сих пор не найдено универсального стимулятора ASMR. Пока есть те, у кого ни один из перечисленных выше триґеров не запускает ASMR.

Как ученые вообще все это оценивают?

В 2012-2013 годах ряд исследователей опубликовали научные труды, статьи и исследования относительно подтверждения или опровержения ASMR. Самым интересным можно считать исследования «Touched Through a Screen: Putative Neural Correlates of Autonomous Sensory Meridian Response», согласно которым ASMR-видео, где действующее лицо смотрит прямо в камеру, словно обращаясь к зрителю, вызывает активацию в участках мозга, отвечающих за эмпатию и самоидентификацию. Следовательно ASMR-эффект (то самое «покалывание» в затылке и шее) скорее всего имеет прямую связь с активностью мозга в ответ на совокупность раздражителей эмпатичного характера (то есть мозг симулирует общение без его реального наличия). Больше всего этим эффектом могут воспользоваться не только психиатры или нейрофизиологи, а создатели компьютерных игр и VR-приложений.

Как относиться к этому явлению: это миф вроде «йети» или «НЛО» — или реальный феномен человеческой психики?

Есть три реально действующих факта относительно ASMR:

Если не смотреть картинку, а слушать аудиоряд в наушниках, довольно скоро начинаешь хотеть закрыть глаза и уснуть — не знаем, чем это объясняется, но аудиоряд реально срабатывает как релаксант, даже если никакого покалывания в затылке вы не чувствуете. Голос и «теплые ламповые» эффекты вроде шуршание бумаги или потрескивание пленки вас «качают».

Большинство ASMR-записей создается с использованием бинаурального микрофона (о чем кстати часто забывают создатели VR-контента). Поэтому наушники — единственный эффективный способ для испытания ASMR-эффектов на себе: возникает ощущение полного присутствия звуков вокруг вас.

Расслабиться и заснуть во время просмотра видеоряда у вас не получится: современные экраны дают «картинку» в холодных тонах, следовательно перебивая возникновения мелатонина в организме, блокирует чувство сонливости — вот такой вот парадокс. Зато ASMR-контент можно точно посоветовать в качестве средства от одиночества и полной изоляции. Это — такой себе заменитель человеческого общения для тех, кто вдруг оказался за пределами контакта с живыми людьми или просто чувствует себя плохо среди ночи и не может никому позвонить или написать.

На самом деле, лучшей иллюстрацией того, что ASMR — не миф, может служить использование этого явления в новой рекламе IKEA, которая вышла в начале августа 2017 года. Рекламную кампанию под названием Oddly Ikea создала агентство Ogilvy в Нью-Йорке, и почти весь видеоролик с рассказом о идеальное студенческое жилье построено на ASMR-эффектах.

Оцени материал:

Ответить