2017/12/13, 16:14
Срочно:
ГлавнаяНовостиИскусствоКино без границ
Кино без границ

Кино без границ

В национальном конкурсе Одесского кинофестиваля стало больше фильмов и денег.




Когда фестиваль уже восьмой, а ты писал про предыдущие семь, то порой кажется, что рассказ о нем не менее чем на половину можно составить из фрагментов прежних репортажей.

Кто знает, может, где-то среди сотни фильмов, представленных на Одесском кинофестивале, окажутся удачные фильмы, которые все мы с удовольствием сможем скоро посмотреть в онлайн кинотеатре http://kinogo-2016.net/ абсолютно бесплатно и в отличном качестве. Наверняка это сказать пока трудно, ведь фестиваль только начался.

В этом году можем сказать, что фестиваль становится… более украинским. Здесь воздержался бы от чрезмерного восхищения, ибо похоже на то, что в этом вопросе имеем дело с импортозамещением. Не всегда удается убедить звезд мирового кинематографа, что в Украине и в Одессе в частности в достаточной степени безопасно.

Учитывая то, что все это фильмы, которые прошли предварительный отбор, Филиппу Ильенко «очень приятно, что не только количеством это кино может поражать — оно может поражать качеством».

Может Одесский кинофестиваль стать определенным трамплином для украинских кинематографистов? Сомнения, было, появились, когда Римма Зюбина, триумфатор прошлого фестиваля, промовилася, что в этом году имела… лишь три съемочных дня. Впрочем, актриса объяснила, что «именно Одесский фестиваль изменил ее историю: ежемесячно у меня по две поездки, в частности в Европу и Америку. Презентуем фильм «Гнездо горлицы». График очень насыщенный. И именно благодаря ленте и ее победе я получила приглашение сюда. Это произошло в Брюсселе на Днях украинского кино».

А что же с новыми ролями? «Мне кажется, что я просто жду свой материал, — говорит Римма Зюбина, — а материал ждет меня». Актриса считает, что именно уже полученные достижения не позволяют ей браться за первую попавшуюся роль: «Мне очень важно играть так, чтобы это дало мне рост, а не повторять то, что я уже играла».

В этом году возросло не только количество фильмов в национальной конкурсной программе, но и размер вознаграждений для победителей. Председатель правления Таскомбанка Екатерина Мелеш сообщила, что по сравнению с прошлым годом призовой фонд в некоторых номинациях этого конкурса удвоится. Поэтому лучшая украинская полнометражная лента получит 100 тысяч гривен, что мало уступает размеру вознаграждения Международного конкурса по версии жюри (5 тысяч евро).

Гран-при составит 10 тысяч евро. Его судьбу традиционно будут решать зрители. Подкинуть деньжат решил в этом году Одесский городской совет. Фонд поддержки ОМКФ здесь увеличили на полмиллиона гривен. В итоге общая сумма поддержки городской и областной власти достигло 2 миллионов гривен.

Потому что фестиваль становится более доступным

Надежную прописку в программе мероприятия получил и самый демократичный жанр — сериал. В прошлом году это был эксперимент, сейчас — уже традиция. Две первые серии на большом экране.

Среди пяти представленных сериалов будет один украинский — «Спецы» производства компании «Стар Медиа» по заказу ТРК «Украина». Его директор Виктория Корогод заметила, что прошлогодний опыт был успешным, и люди покупали билеты, чтобы ознакомиться с новым сериалом в кинотеатре. Это как будто и не привычно, но именно этим и привлекает.

Потому что одесский кинофестиваль разрушает границы

О границах между странами и народами речи здесь, к сожалению, не идет. О боязни мировых кинодеятелей по поводу боевых действий в Украине мы уже говорили. По известным причинам все меньше на фестивале становится представительство российского кинематографа. Границы размываются разве в творческой плоскости.

Антельм Видо, программный директор Одесского кинофестиваля, пытаясь ухватить какую-то общую тенденцию всех довольно разноплановых лент, представленных на конкурс, отметил: «Грань между игровым и документальным кино стирается. Режиссеры игрового кино пользуются стилистикой и техникой документалистов». Как пример — украинская лента «Уровень черного» Валентина Васяновича, где тот снимает друга-фотографа в реальных жизненных ситуациях, а также фильм литовского режиссера Шарунаса Бартаса «Иней», снятый в Украине о войне на Донбассе с реальными солдатами в роли актеров.

«Реальность влияет на стилистику, — философствует Антельм Видо, — нельзя убежать от реальности». — «А порой так хочется», — сказал сам себе кто-то в зале.

«Очень большая разница в том, что документальное кино имеет дело с живыми людьми, и перед документалистами всегда стоит этический вопрос — как не навредить герою, когда снимаешь человеческую историю, — все-таки означает определенную разграничительную линию в жанрах, — говорит эстонский режиссер и продюсер Марианна Каат. — А когда не хочешь учитывать этого момента, тогда пиши сценарий и снимай игровое кино».

Марианна работает в этом году в жюри конкурса европейских документальных фильмов. Ее лента «Шахта No 8» — о еще мирная, но нелегкая жизнь на украинском Донбассе — собрала немало наград на международных фестивалях, но в нашей стране в широком прокате не была. На ОМКФ-2017 ее продемонстрируют в рамках специального показа. О том, что творится на Донбассе сейчас, считает Марианна Каат, пока можно говорить только языком документа: «Думаю, что игровое кино просто еще не созрело для описания того, что там происходит. Потому что документ фиксирует то, что есть сейчас, а игровое требует определенной дистанции. И в такой острой ситуации очень трудно сохранить глубину».

Оцени материал:

Ответить