2017/08/22, 2:37
Срочно:
ГлавнаяНовостиТовары и услугиПравила игры для виртуального продавца
Правила игры для виртуального продавца

Правила игры для виртуального продавца

Перенимая европейский опыт заботы о потребителе, законодательно урегулируют работу интернет-магазинов.




Сейчас большинство украинцев, собираясь купить тот или иной товар, все чаще обращаются к интернет-магазинам. Преимущества такого вида торговли понятны: не нужно тратить время на походы по обычным магазинам, можно также выбрать наилучший товар по самой выгодной цене. Правда, и риски такого шопинга тоже очевидны. Вернуть некачественный товар крайне трудно: изменил продавец телефон — и все, ищи ветра в поле. Чтобы защитить потребителей, в парламент подан законопроект, который должен навести порядок в этой сфере.

Существенные штрафы

Первым шагом к урегулированию отношений в сфере дистанционной торговли через интернет стало принятие в 2015 году Закона «Об электронной коммерции». Однако этим законом не были введены требований относительно достаточно четкой идентификации конкретного продавца для реализации защиты прав потребителей. Также не было разработано действенных механизмов реагирования государственными органами на нарушение требований обнародования информации, которая должна быть доведена до сведения покупателей. Поэтому еще немало аспектов интернет-торговли нуждались в урегулировании. Для этого в парламент был подан законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О защите прав потребителей» и некоторых законодательных актов Украины относительно мероприятий по детенизации деятельности субъектов электронной коммерции».

«С принятием этого закона субъект хозяйствования обязан предоставить покупателю данные о себе, а также доступную достоверную информацию о продукции. Если такой информации не будет предоставлено, тогда продавец оплатит 30% стоимости, полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, что составляет 850 гривен. Если субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательного учета доходов и расходов, штраф составит 50 необлагаемых минимумов, — отмечает управляющий партнер МЮК KODEX Евгений Ковтуненко. — Кроме того, законопроект значительно расширяет полномочия Держпродспоживслужби. В частности, этот орган получит право принимать решения о приостановлении доступа к веб-сайту. То есть на один контролирующий государственный орган для субъектов хозяйственной деятельности станет больше».

Стоит отметить, что законопроект фактически предлагает блокировки веб-сайта продавца, исполнителя или поставщика товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции. По мнению юриста, использование в документе выражения «приостановить доступ к веб-сайту (или иного средства представления информации как в интернете, так и в других информационно-коммуникационных системах) продавца (исполнителя, поставщика) товаров, работ, услуг» следует откорректировать. Ведь «приостановить» доступ с определенного интернет-ресурса в Украине можно исключительно через суд, другой процедуры не существует.

«Хочу заметить, что некоторые положения законопроекта No 6754 противоречат Конституции Украины, — предостерегает Евгений Ковтуненко, — в частности статьям 55 и 124 Основного Закона. Ведь некоторые статьи проекта закона, вопреки указанным положениям Конституции, пытаются обязать операторов, провайдеров телекоммуникаций выполнять сразу решение Держпродспоживслужби о приостановлении доступа к веб-сайту независимо от решения суда, не учитывая права приостановления исполнения таких решений в случае их обжалования».

Важные новеллы

Едва ли не основная новелла этого законопроекта — возможность Держпродспоживслужби выдавать предписания и требовать блокировки сайтов интернет-продавцов, которые не выполняют требований законов Украины «О защите прав потребителей» и «Об электронной коммерции».

«Вышеупомянутая норма вызывает определенную обеспокоенность, — отмечает управляющий партнер ЮК «ВОЛХВ» Александр Навальнєв. — Ведь в современных правовых реалиях этот механизм может стать еще одним рычагом воздействия не только на недобросовестных участников электронной коммерции, но и на тех, кто добросовестно выполняет свои обязанности, однако заинтересовал, например, рейдеров. Ни для кого не секрет, что объемы продаж товаров в интернете растут. Поэтому таким образом рейдеры будут пытаться заставить успешные торговые интернет-площадки к необходимым им действий. Отдельно следует отметить, что непонятным останется ситуация с частными объявлениями, которые содержатся на популярных досках объявлений. Так, анализируя законопроект No 6754, можно прийти к выводу, что теоретически каждое физическое лицо, которое продает товары в интернете, может попасть под его действие».

Высказывает определенные оговорки в отношении законопроекта и управляющий партнер юридической фирмы N&D Андрей Довбенко. «Держпродспоживслужба получает право приостановить доступ к веб-сайту продавца в случае наличия хотя бы одного формального нарушения, установленного Законом «Об электронной коммерции». Учитывая, что предлагаемые дополнения к Закону Украины «Об электронной коммерции» не содержат приписки, что блокирование доступа может действовать до устранения выявленных недостатков, это может привести к злоупотреблению в этой службе (необоснованного ограничения прав добросовестных продавцов), — говорит он. — Также приостановление доступа к веб-сайтам продавцов-нарушителей может оказаться достаточно сложным на практике. Фактически Держпродспоживслужба должна будет обращаться к всех интернет-провайдеров, которые осуществляют деятельность на территории Украины. В связи с этим желательно было бы предусмотреть порядок распространения решения о приостановлении доступа к веб-сайтам общедоступными способами (например, через опубликование в официальных изданиях и размещению на официальном веб-сайте). Требует доработку законопроект и в части распространения соответствующих требований иностранных субъектов электронной коммерции. Ведь нормы Закона «Об электронной коммерции» распространяются на них в части реализации ими товаров, выполненных работ, оказание услуг потребителям на территории Украины».

Анализируя этот законопроект, стоит сказать, что он нуждается в доработке. Ведь наказать нарушителей — это, конечно, хорошо, однако главное при этом — не навредить тем, кто честно работает.

Оцени материал:

Ответить