2017/06/29, 3:29
Срочно:
ГлавнаяНовостиТовары и услугиОткрывая ресторан нужно купить не только специальное оборудование, но и … музыку
Открывая ресторан нужно купить не только специальное оборудование, но и … музыку

Открывая ресторан нужно купить не только специальное оборудование, но и … музыку

Сидя в кафе и слушая музыку по радио или телевидению, мы обычно не задумываемся, что это интеллектуальная собственность, за использование которой нужно платить. Законодательством предусмотрено, что роялти за использование песен составляет 1%. Однако не все так просто. Ибо не понятно, кому его нужно платить. Ведь существует несколько организаций, которые имеют право собирать эти платежи.




Мало кого можно удивить, сказав, что авторское право у нас фактически не защищено. К примеру интернет-пиратство. Не лучшая ситуация и в области защиты патентов, торговых марок и контроля за контрафактной продукцией.

Кто первый пришел, того и…

О необходимости уплаты роялти (вознаграждение за пользование или предоставление права на пользование любым авторским и смежным правом) мало кто знает. Даже в государственных органах часто используют нелегальное программное обеспечение. Что уж говорить про частные компании или заведения общественного питания.

«Есть рестораны, которые платят роялти. И их очень мало. Происходит это так: когда ресторан или фаст-фуд уже работает, заходят, к примеру, представители Лиги музыкальных прав и Агентства авторских и смежных прав и просят заключить договор и выплатить роялти, — говорит директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. — По моей информации, Лига просит 1% оборота ресторана. Это плата за то, что в ресторане играет музыка и работает телевизор. Ресторан может заключить договор и ежемесячно вносить платеж. Или же отказаться и работать без договора. К тому же, рестораторы, которые платят роялти, не знают, действительно ли эти деньги достаются исполнителям, чья музыка звучит в ресторане. Некоторые рестораторы задают каверзные вопросы: если музыка способствует получению прибыли, то когда ресторан терпит убытки, может, музыка — причина этого?»

Многие рестораторы не имеют юридического образования, поэтому не разбираются в авторском праве. Просто люди готовят и продают еду. Те, кто открывает ресторанный бизнес, должен позаботиться о приобретении качественного ресторанного оборудования: плиты, холодильники, линии раздачи, посудомоечные машины, моечные ванны — vitrinastore.ru/categories/vanny-moechnye.html , мебель; подобрать квалифированный персонал и еще очень много всего — разве хватит времени еще и разбираться в хитросплетениях законодательства об уплаты роялти. Кроме того, оно составлено таким образом, что не понятно кому и в каком объеме его платить.

А теперь по роялти 1% от оборота ресторана. Это много или мало?

К примеру, небольшое кафе на 5-6 столиков. Его выручка за месяц примерно 1,2 млн рублей, из которых 10% — чистая прибыль. 1% оборота — это немало. И еще эта сумма может равняться зарплате одного человека. И здесь владелец должен сделать выбор: заплатить зарплату или плату за использование авторских прав? Поэтому мало ресторанов соглашаются выплачивать роялти. И даже те, кто это делает, не понимают, куда идут деньги. Ведь на этом рынке работает 18 компаний. И ресторан, который все-таки решает заключить договор об уплате роялти, подписывает его с тем, кто пришел к нему первым.

«Относительно того, 1% — это много или мало, то тут трудно что-то проконтролировать, ведь бизнес не показывает реальный оборот. А еще между этими 18 организациями идут торги, как в «Угадай мелодию»: «Я с тобой заключу договор за 500 рублей», «А я за триста», — говорит директор департамента развития инноваций и интеллектуальной собственности Елена Минич.

Опытные рестораторы игнорируют

Можно ли наказать ресторатора за то, что он не заключил такого договора? Большинство юристов скажут: наказать трудно. «Бывает, когда ресторан заключил договор о выплате роялти, а потом ничего не платил, потому что передумал. И проиграл суд, — говорит Ольга Насонова. — А вот примеров, когда договора не было и за невыплату роялти осудили, не знаю».

А кто может жаловаться в правоохранительные органы за нелегальное пользование авторскими правами — исполнитель или организация, которая имеет на это право? И чтобы пожаловаться, сначала надо прийти и зафиксировать факт нарушения. Потом подать на ресторан в суд, за использование той или иной музыки.

Так происходит, потому в этой сфере нет прозрачности. Кое-кто из бизнесменов считает, что такие договоры — дополнительная нагрузка на ресторанный бизнес. Новички на рынке или те, кто опасается проблем, заключают договор. Опытные рестораторы игнорируют требования представителей этих организаций.

В ЕС в 2016 году проводили исследования и выяснили: отрасли с высоким уровнем защиты интеллектуальной собственности обеспечивают — прямо и косвенно — 38% всех рабочих мест в ЕС и составляют 42% ВВП. Это подтверждает важность защиты таких прав для экономики. Похоже что власть это понимает и демонстрирует решимость, чтобы двигаться вперед. Однако остается еще очень много задач. В том числе и относительно улучшения законодательства и особенно его выполнения.

Оцени материал:

Ответить